Как мы радуемся способностям ребенка, когда он быстро запоминает стишки. Умиляемся, когда после прочтения книжки, пересказывает ее почти дословно. Схватывает и запоминает любую информацию на лету. В начальных классах нет никаких проблем с учебой.
Но вот отличник начальной школы постепенно с 5-6 класса становится троечником, несмотря на все старания. Как отмечает Л.А. Ясюкова: «Лишь незначительная часть отличников и «хорошистов» начальных классов сохраняет и далее тот же уровень успеваемости. И дело здесь не в трудностях социальной адаптации».
Одной из самых распространенных причин, как ни странно, является хорошая память. Получать и усваивать информацию можно разными способами. Используя память – просто запомнил. Используя мышление – понял, создал какие-то ассоциации, распределил по категориям, нашел взаимосвязи…
И вот, ученик в средней школе. Увеличилось количество предметов, объем информации. Память не справляется, переполнена. Информация не впихивается. А мышление не сформировалось. Никто его не развивал и не тренировал. Чаще всего тренируют память и внимание. Запоминает, а не понимает.
Вначале еще как-то удается вызубрить историю, биологию, географию. Физика, математика уже не поддаются запоминанию. Все больше времени уходит на выполнение домашнего задания. Школьная жизнь становится напряженным кошмаром. Неуспехи в учебе влекут за собой потерю уверенности. Падает мотивация к учебе. Большинство детей просто перестают учить уроки.
Мало кто из родителей знает, что эту ситуацию можно предвидеть и предотвратить. Пример из практики. Саша еще третьеклассник. Все виды мышления развиты соответственно возрасту или выше возрастной нормы. При этом в старших классах возможны трудности с предметами, которые невозможно вызубрить. Успеваемость упадет.
Возможны трудности с построением чертежей. Черчение может быть трудным и неприятным предметом. Затрудняется с переводом словесной информации в схемы, таблицы, графики. Это трудности с математикой, физикой, химией, биологией. И если сейчас активно не использовать визуальное мышление, то оно деградирует. Развить его в старших классах уже невозможно.
Это только часть информации, которую получили родители после Диагностики на основе возрастной психофизиологии. Стало сразу понятно, что делать. Всего-то надо изменить способ, которым ребенок готовит домашние задания. Мама получила конкретные несложные рекомендации.
Остается их применить. Тогда Саше будет легче справляться с учебой. Откроются и широкие возможности для профессиональной деятельности.
Для развития каждой функции в организме есть определенный благоприятный период. Мышление формируется в основном к 7-8 классу. В зависимости от условий обучения отдельные виды мышления могут не развиться или деградировать. Задача родителей понимать особенности развития своего ребенка и направлять его в нужное русло. Помогать в учебе, а не требовать.
Несколько рекомендаций как избежать зубрежки. Для развития мышления необходимо исключить буквальный пересказ материала. При чтении текста учить ребенка выделять смысл каждого абзаца и формулировать его одним предложением, обязательно своими словами. Перед пересказом текста ответить на вопросы в конце параграфа своими словами. Пересказывать текст не по порядку, а в разбивку.