А если не пинать…

0
(0)

Что можно сделать, чтобы ребенок учился лучше?

Родители озабочены вопросом, как стимулировать желание ребенка учиться. И они слышат от детей это вечное «не хочу» и «зачем мне это надо».

Вот как об этом говорят сами родители: «…если я не подпинываю, не успевает сделать все уроки»; «не умеет организовать себя, забывает про уроки, все надо пинать, напоминать»; «…выполнение д.з. , всего что задано без моего настойчивого напоминания, без затягивания»; «…способности к учебе есть, а желания учиться нет»; «…нет желания учиться, часто болеет, интересны только комп. игры в танки»…

Чтобы изменить любую ситуацию, которая не устраивает, нужны 3 действия. 1) Найти причины. 2) Понять, что и как с этим можно сделать. 3) Сделать определенные действия. И получить результат.

То, как ребенок относится к учебе, зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, окружения и многих других. Учеба страдает, когда не организовано пространство для ребенка дома, он не понимает, чего от него хотят, так как нет четких правил.

Не учитываются его психофизиологические особенности, такие как работоспособность, например. Из-за отсутствия навыка чтения не может понимать прочитанный текст, соответственно не понимает и заданий. Может быть, у ребенка повышенный уровень тревожности или он страдает от перегрузок.

И это только часть причин. Обычно они идут в связке. И у каждого эта связка своя, индивидуальная. Подумайте, какие причины именно вашей ситуации? Что вы делаете для ее изменения? Что у вас получается, а что нет? И почему?

А пока предлагаю немного сменить фокус и посмотреть на ситуацию с учебой с другой стороны. Это может сделать каждый родитель. И это значительно улучшит ситуацию с учебой и в целом улучшит климат в семье.

Начнем с самих выражений и слов, какими мы описываем проблему с учебой. Вот некоторые из них: подпинывать, пинать, настойчиво напоминать. Предлагаю попробовать по-другому: стимулировать, заинтересовать, поощрать…

Конечно, здесь уже придется поднапрячься, проявить творчество, изменить привычки. Но, ведь и результат того стоит. Мы же любим своего ребенка, желаем ему успеха. Никто за нас это не сделает. Придется проявить усердие, приложить какие-то усилия со своей стороны.

Давайте приглядимся, что у ребенка хорошо с учебой, а что нужно поправит. Не может все быть плохо. Задание: каждый день отмечать 5 подтверждений, что ребенок молодец в учебе. И хвалить его, забыв о критике. Сместить фокус с негатива на позитив. Это может быть красиво написанная буква, вовремя собранный портфель и т.д.

Что это дает. Ребенок смещает свое внимание с неудач на успехи. У него появляется мотивация и стимул делать дальше, в данном случае учиться. Уменьшается напряжение и количество конфликтов на почве учебы.

Внимание родителей к учебе. Родители искренне интересуются учебой ребенка. Не просто: «Сделал уроки? Какую оценку получил?» Вы действительно знаете, что дается ребенку легко, а где проблемы и почему. Как можно помочь? Какие у него интересы, что ему нравится.

Чтобы привлечь ребенка к учебе, чаще всего мы приводим аргумент: «Будешь учиться сейчас, это пригодится тебе в будущем». Это правильно только с точки зрения экономики. Но человеческая психика устроена так, что делает приоритетными ближайшие выгоды.

Понимая, что усердные занятия принесут пользу в отдаленном будущем, ребенок выбирает удовлетворение от ближайшего будущего, в котором можно не напрягаться. Отдает предпочтение другим делам.

Поощрение и вознаграждение, которое обещано ребенку сейчас, увеличивает удовлетворение от учебы в настоящий момент и повышает ее значимость. Стратегия «морковки перед осликом» подталкивает ребенка к учебе и помогает не откладывать ее на будущее.

Детям нужна ясность и конкретика, так уж они устроены. Им понятно, когда они получают поощрение за выполнение домашнего задания, прочитанную книгу, посещение уроков. То есть за какое-то выполненное действие. И это способствует повышению оценок.

Но, когда вознаграждение делается за оценки («получишь пятерку в четверти»), им не понятно. Наша задача научить ребенка учиться. Детям важно понимать, каким образом они могут улучшить свои оценки. Спросите у ребенка: «Что нужно сделать, чтобы улучшить свои оценки?» — как он считает. Да и сами поразмышляйте над этим вопросом.

Если сделаете это и напишите ответы в комментариях, в последующих публикациях разберем это более подробно. И станет очевидно, что с этим делать. Как надо учиться. Потому, что здесь есть нюансы, которые можно пропустить, если перед вами не будет ответов на этот вопрос.

Обычно вознаграждение – это похвала. Но и здесь много подводных камней. Если хвалить ребенка без причины и убеждать его, что у него «все получится», то можно вырастить человека с эгоистичными замашками и непомерным самомнением. Это особенно опасно, когда ребенок учится неважно.

Это не значит, что детей не надо хвалить. Важно, как мы это делаем. Похвала может ухудшить успеваемость и улучшить ее. Это доказано в экспериментах.

В экспериментах доказано, если хвалить детей за способности (то есть за то, что они умные), они теряют стимул к учебе и их оценки ухудшаются. «Какой ты умный». Когда мы хвалим детей, важно делать акцент не на их способностях, а на том, чего они смогли добиться. Хвалить за старание: «ты отлично поработал».

Когда мы хвалим детей, важно не твердить им, что «они с этим справятся», а указывать на результат, которого им уже удалось добиться: «сегодня ты занимался целый час», «в этом месяце ты ни разу не опоздал и не пропустил занятия». Так можно стимулировать их и вырастить из них людей, которые не побоятся решать сложные задачи.

Многие родители придают сильно большое значение школьным оценкам. Их легко контролировать. А вот качества личности и навыки, помогающие стать успешным в обществе, трудно поддается измерению. Вместо того, чтобы заниматься воспитанием, мы находимся в противостоянии с ребенком из-за оценок, в ущерб формирования этих важных качеств.

Давайте начнем хотя бы с этого, находить в ребенке то, что он делает хорошо, помогать ему в том, что ему пока не по силам. Разберемся с конкретными причинами ситуации в учебе. Можете написать в комментарии, о каких из перечисленных причин хотели бы узнать подробнее. Или о причинах, которые здесь не указаны.

Мы в силах помочь нашим детям учиться и не только. Если не мы, то кто? ❤

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти

Зарегистрироваться

Сбросить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или эл. адрес, вы получите письмо со ссылкой для сброса пароля.