Слова – это или окна или стены (Рут Бебермейер).
Всем известны такие виды общения, которые не приводят к пониманию. Наоборот, вызывают сопротивление. Это – суждения, навешивание ярлыков, обвинения, оскорбления, критика, сравнения, резкие замечания. Сюда же можно отнести сортировку людей и их оценку.
Испытав даже на себе такие формы общения, мы почему-то все равно не отказываемся от них в отношениях с нашими детьми и близкими. Искренне полагаем, поскольку мы родители, наша прямая обязанность – менять ребенка и заставлять его слушаться.
Можно ли получить желаемый результат другим путем? Чтобы ребенок слышал и понимал нас, а мы его.
Рассмотрим основные элементы такого общения. Попробуем наши слова из обычного автоматического реагирования превратить в осознанную речь. Осознать, как мы выражаем наши мысли и слушаем своего ребенка. Маршал Розенберг называет такое общение ненасильственным.
Во-первых, начать следует с наблюдения без оценки. Мы не привыкли просто наблюдать за ситуацией, не подвергая суждению, критике, анализу. Воздействие таких отрицательных ярлыков — «ленивый», «глупый» — очевидно. Суть в том, чтобы просто констатировать: вот так поступает ребенок, а нам это либо нравится, либо нет.
Во-вторых, мы отмечаем свои чувства в этой ситуации: что это – боль, испуг, радость, изумление, раздражение? Здесь тоже надо отличать то, что мы ЧУВСТВУЕМ, от ОЦЕНКИ своего состояния и действий ребенка.
В-третьих, размышляем, почему у нас в этой ситуации именно эти чувства. Какие наши нужды, потребности неудовлетворенны, если это негативные чувства. А если позитивные чувства, значит, наша потребность в чем-то удовлетворена (Ура!!!)
Осознание этих компонентов – непременное условие, чтобы ясно и честно выразить, как мы себя чувствуем. Не поняв себя, нам никогда не понять другого человека.
Теперь можем применить четвертый компонент – совершенно конкретную просьбу. О том, как просьбу сформулировать правильно и не превратить в требование поговорим в следующей статье.
Попробуйте потренироваться. Для примера. Пришли домой, в комнате ребенка беспорядок: «Ну да, такая ситуация. Он так сейчас поступил». Прислушались к себе: «Мне это не нравится». Дальше пробуем понять свои чувства: «Раздражение, злость, обида…». Почему они возникли? Чего бы мне хотелось, но этого не происходит. Какая моя потребность не удовлетворена: «В порядке, в уважении, понимании…».
Трудно менять привычки. Сразу включаются старые реакции. Без тренировок не получится.
Для размышления. Отличие наблюдения от оценки. Рут Бебермейер:
Я никогда не видела глупого ребенка;
Я видела ребенка, который иногда делал
Вещи, мне непонятные,
Или поступал не так, как я ожидала;
Я видела ребенка, который не был там,
Где бывала я,
Но он не был глупым ребенком.
Не торопись возражать, а подумай:
Был ли он глупым или
Просто знал не то, что знаешь ты?